Российские войска продолжают бить по украинской энергосистеме. Сегодня утром россияне атаковали дронами-камикадзе Ладыжинскую ТЭС в Винницкой области. Как заявили на предприятии, повреждено энергетическое оборудование станции.
«Это крупная электростанция, которая является своего рода «мостиком» между западом и центром страны, а также позволяет выравнивать ситуацию в случае проблем на Южноукраинской АЭС», — говорит аналитик Института стратегических исследований Юрий Корольчук.После сегодняшних прилетов снова осталось без света 30% Львова, сообщил мэр города Андрей Садовой. Нет электроэнергии также в Приморском районе Одессы.
Не до конца ликвидированы и последствия вчерашней атаки, самой большой с начала войны.
По сообщению ГСЧС, на утро, 11 октября, обесточенными оставалось более 300 населенных пунктов в пяти областях страны — Киевской, Львовской, Сумской, Тернопольской, Хмельницкой. Возобновлена подача электроэнергии в почти 3,6 тысячи населенных пунктов.
Но сохраняются риски веерных отключений. Графики уже составлены по Киеву и области (могут отключать отдельных потребителей в порядке очередности в пиковые часы нагрузок), о возможных отключениях предупредили также к Хмельницком — по графику будут отключать 15% потребителей на два часа в день. Графики отключений есть также в Чернигове, Черкассах, Житомире.
Местные власти переходят на режим экономии, в частности, отключают уличное освещение. Экономить призывают и граждан — людям рекомендуют не включать энергоемкие приборы, особенно в часы пикового потребления утром и вечером. Также останавливаются промышленные предприятия. Так, о приостановке работы объявил один из крупнейших в Украине Полтавский ГОК.
Эксперты уже давно предупреждали о «сложной зиме», когда из-за ударов по критической инфраструктуре без электроэнергии, воды и отопления могут остаться отдельные города и даже целые регионы. И сейчас эти сценарии уже не выглядят такими уж фантастическими.
С одной стороны, украинская энергосистема пока справляется с «провалами» — последствия ударов оперативно ликвидируются. «Это позволяет сделать переключение на резервные мощности. Скажем, для покрытия потребностей востока перебрасываются мощности с центра страны», — пояснил нам руководитель специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадия Рябцев.
С другой — у энергосистемы все же есть пределы запаса прочности. «Самая большая угроза — это даже не ТЭС, которые обеспечивают 25% генерации, а АЭС, на которые приходится 60%. Если будет выпадение большого количества блоков или, скажем, повредят ЛЭПы, спасти ситуацию может разве что импорт, а он под большим вопросом. То есть, появляется угроза масштабного блэкаута», — говорит Корольчук.